Администрация Тернейского муниципального округа
Администрация Терненйского муниципального округа

Муниципальная программа "Развитие образования Тернейского муниципального округа" на 2021-2025 годы

Картинка.

Краткое описание программы

Паспорт муниципальной программы «Развитие образования Тернейского муниципального округа» на 2021–2025 годы

Стратегическая цель социально-экономического развития Тернейского муниципального округа – повышение уровня и качества жизни населения. При этом система образования рассматривается как ресурс развития территории Тернейского муниципального округа, следовательно, миссия системы образования заключается в формировании современной системы качественного образования с учетом перспектив развития экономики Тернейского муниципального округа.

В системе образования Тернейского муниципального округа 19 образовательных учреждений, в том числе: 10 общеобразовательных школ (9 – средних, 1 – основная), 7   дошкольных образовательных учреждений и  3 учреждения дополнительного образования.

В 2019-2020 учебном году деятельность муниципальных образовательных организаций обеспечивали  441 человек, из них – 193 педагогических работников, в том числе:

- общеобразовательные организации – 238 человек, из них 122 педагогических работника;

- дошкольные образовательные организации – 156 человек, из них 46 педагогических работника,

-  учреждения дополнительного образования детей – 47 человек, из них 25 педагогических работников.

В школах округа работает более 43 % педагогов пенсионного возраста. 

Система дошкольного образования Тернейского муниципального округа объединяет 7 дошкольных образовательных организаций. Развитие системы дошкольного образования ТМО направлено на создание условий для максимального удовлетворения индивидуальных потребностей детей и их родителей. Два учреждения–  детские сады общеразвивающего вида, которые составляют 28,6%.   Однако, в ТМО остается актуальной проблема общедоступности дошкольного образования,,так в населенных пунктах с. Агзу, с. Усть-Соболевка, с. Максимовка, с. Малая Кема отсутствуют детские сады. Развитие дошкольного образования в той или иной степени обуславливается демографическими процессами, которые влияют на рост или снижение потребностей в услугах дошкольных образовательных учреждений.

В целях увеличения показателей охвата детей дошкольным образованием проводятся меры по обеспечению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, в населенных пунктах, в которых отсутствуют детские сады открыты группы кратковременного пребывания.

Основные направления деятельности в системе общего образования ТМОв предыдущие годы способствовали обеспечению государственных гарантий на доступное бесплатное общее образование.

За последние годы численность обучающихся в МКОУ ТМОуменьшается: 2018 год -  1372  чел.,  2019 год -  1351человек,2020год-1320.

1 общеобразовательное учреждениеТернейского муниципального округа работает в две смены. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, составляет  6,3%. Количество классов, обучающихся во вторую смену не уменьшается.

В результате реализации мер по развитию системы общего образования Тернейскогоокругаснижено количество детей, не посещающих школы. Средний показатель числа учащихся, обучающихся на «4» и «5», составляет 39,8% (в 2019 году – 41,3%). 82% всех школьников округа обучаются по ФГОС. Количество обучающихся по ФГОС в 2022 году составит 100%.

Система управления качеством образования базируется на результатах независимой, а потому объективной оценки учебных достижений. В 2019-2020 учебном году в школах округа проведены Всероссийские проверочные работы в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классах.

По результатам всероссийских проверочных работ этого года качество знаний по округу составило в среднем от 53,1% в 5-х классах до 26,55% в 8-х классах по математике. Таким образом происходит снижение качества знаний к старшим классам. Единый государственный экзамен сдавали 61 выпускник одиннадцатых классов.  Наиболее успешно сданы экзамены по русскому языку: 12 высокобальников, 7 из них выпускники МКОУ СОШ п. Пластун, самый высокий бал 94 у выпускницы п.Терней. Семь выпускников получили аттестат особого образца, что на 2 больше, чем в прошлом году

В девятых классах аттестаты с отличием получили 5 девятиклассников (или 4 % от общего числа выпускников).

Охват дополнительным образованием детей военно-патриотической, экологической, краеведческой, художественно-эстетической  и спортивной направленности составляет в среднем 59,6%. При этом отсутствует дополнительное образование в области технического творчества.

В 2019-2020 учебном году в учреждениях дополнительного образования МКОУ ДО «Центр детского творчества» и МКОУ ДО «ДЮСШ» занималось 791 детей, что составило 59,6 от общего количества учащихся. В кружках, секциях  учреждениях дополнительного образования занимается 75 детей из многодетных семей, что составляет 9,5 % от общей численности занимающихся в учреждениях дополнительного образования, 69 (8,7%) детей из неполных семей, 14 (1,8%) подопечных детей. Занятость обучающихся МКОУ ТМО, особенно из социально неблагополучных семей, в кружках и секциях учреждений дополнительного образования  способствует избавлению их от «негативного влияния улицы».

В целях создания комфортной и безопасной образовательной среды для дошкольников и учащихся ТМО проведены меры по улучшению материально-технической базы:

- капитальные и текущие ремонты учреждений образования,

- установка пожарно-охранной сигнализации,

- установка системы видеонаблюдения.

Однако не во всех МОУ ТМО имеется ограждение по всему периметру территории и требуется модернизация пожарно-охранной сигнализации в МКОУ СОШ п. Терней, МКОУ СОШ с. Малая Кема.

Между тем общей проблемой для всех звеньев системы образования ТМО является износ основных фондов, высокая доля зданий, требующих проведение капитального ремонта. Износ оборудования в школах.

На территории Тернейского муниципального округа 1320 детей, обучающихся в МКОУ ТМО, из них: учащиеся в 1–7 классах 973 человека. В Тернейском муниципальном округе 19 социально неблагополучных семей, имеющих 39 детей, 41детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим необходимо сохранить в полном объеме бесплатные кружки и секции.

В сфере экономики образования за анализируемый период был осуществлен переход к принципу нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, внедрена новая системы оплаты труда.

Средняя заработная плата педагогических работников в 2020 году составила:

- в общеобразовательных учреждениях – 43302,15руб

- в дошкольных образовательных учреждениях – 38317,47 руб.;

- в учреждениях дополнительного образования –41133,73 руб.

Таким образом, в Тернейском муниципальном округе наблюдается в целом положительная динамика по всем государственным направлениям развития образования. Однако, это не уменьшает необходимость в продолжение начатой работы и устранению актуальных проблем, в связи с которыми могут увеличиться риски развития  муниципальной системы образования:

  1. Не в полной мере обеспечена доступность дошкольного образования на территории ТМО. Решение проблемы - открытие  группы кратковременного пребывания в с. Агзу.
  2. Результаты ГИА вызывают озабоченность, как основных потребителей системы, так и широкой педагогической общественности.
  3. Общее образование недостаточно интегрировано с дополнительным, с точки зрения поставленных перед ним целей по выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся.
  4. Сохраняется тенденция старения кадров, доля учителей пенсионного возраста составляет 43%. Средний возраст педагогических работников – 47 лет.
  5. Уровень квалификации значительной части педагогов не позволяет в современной ситуации обеспечить достаточное качество формирования в процессе обучения и воспитания инновационного типа мышления и инновационного стиля поведения у большинства обучающихся и переход к образованию на компетентной основе.
  6. Требуют особого внимания проблемы в работе с талантливыми детьми. В настоящее время данная деятельность в основном сведена к выявлению одаренных детей путем проведения олимпиад и конкурсов разного уровня и предметной направленностью.
  7. Недостаточно развита система общего и дополнительного образования в части поддержки научно-технического творчества.
  8. Сохраняется диспропорция образовательного уровня педагогов по типам и видам образовательных учреждений.
  9. Сохраняется тенденция снижения здоровья детей по мере прохождения уровней образования.
  10. Количество детей, находящихся в социально опасном положении, остается на одном уровне.
  11. Требует постоянного обновления и развития учебное оснащение образовательного процесса в связи с динамикой совершенствования информационно-коммуникационных технологий.

Комплексный характер взаимосвязанных проблем в муниципальной системы образования Тернейского муниципального округа определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы множества мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям 
и  ресурсам.

Решение всех вышеперечисленных проблем возможно через реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие образования Тернейского муниципального округа» на 2021–2025 годы. Согласованная и целенаправленная реализация мероприятий муниципальной программы обеспечит эффективное и качественное развитие образования в Тернейском муниципальном округе.

Реализация мероприятий Программы направлена на все субъекты системы образования ТМО.

При условии отсутствия системного развития отрасли и компетентного управления данными процессами на основе муниципальной программы можно прогнозировать дальнейшее усиление следующих негативных тенденций и рисков для успешной социализации подрастающего поколения.

Ограниченность доступных и качественных ресурсов для занятий спортивной, эстетической, туристической и другими видами деятельности приведет к росту асоциальных подростковых и молодежных групп, в которых будет происходить социализация детей и подростков.

Уже сейчас имеют место риски, связанные с наличием проблем в развитии самой системы образования: дифференциацией образовательных учреждений, недостатками мощности сети учреждений разных типов, инновационной усталостью системы и т.д.

Дифференциация дошкольных образовательных учреждений и различных форм получения дошкольного образования на базе иных учреждений по качеству реализации образовательных программ, условиям пребывания ребенка, подготовке ребенка к школе приведет к неравным условиям в получении дошкольного образования для семей, принадлежащих к разным социальным  группам.

Вместе с тем, в результате нарастания процессов инновационного развития образования, возрастания требований к выпускникам образовательных учреждений может распространяться явление форсирования интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации за счет вымывания типично детских видов деятельности (игры, рисования) и замещения их псевдоучебной деятельностью; происходить перенос акцента на интеллектуальное развитие детей в ущерб их личностному развитию.

Следующая группа рисков может возникнуть на фоне глобальной информатизации современного общества.

В условиях информационной социализации будут особо актуальными не только оградительные концепции воспитания и образования, распространенные в России сейчас, но, прежде всего коммуникативная компетентность, развитый социальный и эмоциональный интеллект. Для адаптации в данных условиях молодому человеку потребуются в противовес нынешней предметности и профильности получаемого школьного образования интегративные знания и универсальное образование.

Это потребует коренной перестройки существующей системы образования Тернейского муниципального округа и содержательное углубление направлений его сегодняшнего развития.

Помимо перечисленных, следует прогнозировать и предотвратить риски, которые могут возникнуть в кадровом обеспечении системы образования, где уже сейчас наблюдается процесс старения кадров при низком престиже профессии для молодых специалистов, получающих педагогическое образование. Без проведения специальных мер на фоне развития возможностей экономики Тернейского муниципального округа уровень заработной платы в образовании не будет являться привлекательным для высококвалифицированных и молодых кадров. Это будет приводить к старению работников отрасли, как следствие, к снижению результатов образования, развитию институтов репетиторства. Критическими могут стать годы, когда на пенсию начнет выходить основная часть специалистов, получивших образование и сделавших свою профессиональную карьеру в советский период. Это может привести к резкому снижению кадрового потенциала дошкольного и общего образования.

В противовес негативным тенденциям, которые могут получить свое развитие в случае отсутствия деятельных и конструктивных мер по опережающему системному развитию образования, можно также отметить ряд приоритетных направлений, позволяющих предотвратить расширение и усиление перечисленных выше негативных последствий:

Приоритетными направлениями на период до 2025 года в развитии дошкольного, общего, дополнительного образования детей ТМОбудут являться следующие направления:

В области дошкольного образования - это решение проблемы доступности дошкольного образования для детей ТМО, через комплексное развитие сети образовательных учреждений:

- капитальный и текущий ремонт детских садов;

- открытие дополнительных групп в детских садах.

В сфере общего образования ТМО приоритетными будут следующие задачи:

- развитие инновационного содержания общего образования с целью повышения качества подготовки выпускников школ ТМО к успешной сдаче ЕГЭ путем оснащения образовательных учреждений учебно-методическими комплексами естественнонаучного и технического направления с использованием современных технологий организации учебного процесса, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий.

- повышение доступности качественного образования для всех целевых групп учащихся Тернейского муниципального округа, в особенности одаренных детей, учащихся малокомплектных школ, через создание и развитие центров дистанционного обучения,  в том числе с использованием дистанционных технологий.

Результатом данного процесса должно стать формирование нового качества образования, включающего, наряду с учебными результатами, результаты социализации и культурного развития личности, сформированность  учебной деятельности школьников.

Новым приоритетом в развитии системы образования ТМО будут являться сфера дополнительного образования детей. Ключевая задача развития дополнительного образования обучающихся будет направлена на разработку комплекса инновационных программ, обеспечивающих развитие мотивации к обучению и социальную ориентацию к различным профессиям посредством активного вовлечения детей в области знаний по естественнонаучным и техническим специальностям, что способствует значительному развитию его содержания, социального проектирования и менеджмента, туризма, экологии, спорта.

В развитии системы образования ТМО сохранится ориентация образования всех уровней на формирование здорового и безопасного образа жизни учащихся. Планируется продолжение работы по созданию безопасной психологически комфортной, развивающей образовательной среды на всех уровнях системы образования как необходимого условия раскрытия потенциала и становления самостоятельной, творческой, инициативной личности. Педагогические коллективы ТМО должны будут разработать и реализовать новые образовательные программы, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности детей и профилактики асоциальных явлений, должны освоить методы осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, минимизирующего  риски для его здоровья в процессе обучения.

Деятельность органов управления образовательных учреждений и педагогических коллективов ТМО должна быть направлена также на выявление и поддержку детей, требующих особого внимания: одаренных и талантливых детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В ТМО будет продолжена работа по повышению степени надежности, объективности и информационной открытости оценки качества образования на основе совершенствования правовых и организационных механизмов итоговой (ГИА, ЕГЭ) и текущей аттестации учащихся, улучшения содержания контрольно-измерительных материалов, введения электронных инструментов для информирования семей и оценивания обучающихся: дневников, журналов, электронного документооборота.

Развитие образования потребует продолжения модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: введение новых стандартов педагогического образования; переход на персонифицированную систему повышения квалификации кадров по модульным образовательным программам.

Одним из главных приоритетов станет возвращение престижа педагогической профессии: повышение статуса, общественного признания педагогических работников в ТМО, улучшение условий их труда, личностного, профессионального и культурного развития, проживания, материального обеспечения, медицинского обслуживания.Поддержка педагогов будет осуществляться на основе Положения о порядке назначения и предоставления единовременной выплаты специалистам, поступившим на работу в муниципальные образовательные организации Тернейского муниципального округа (приложение № 3). Подготовка педагогических кадров для образовательных организаций Тернейского муниципального округа будет осуществляться на основе Положения о порядке организации целевого обучения граждан в Тернейском муниципальном округе (приложение № 4).

Перечисленные приоритеты развития образования ТМО определили содержание стоящих перед ним целей и задач.

Основные цели, принципы и задачи программы

2.1. Данная Программа направлена на достижение следующей цели:

2.1.1. Усиление вклада образования в социально-экономическое развитие Тернейского муниципального округа и удовлетворение потребностей населения Тернейского муниципального округа в получении доступного и качественного образования всех ступеней для детей и молодежи, соответствующего современным стандартам.

2.2. Для  достижения обозначенной цели необходимо решить задачи:

2.2.1. Удовлетворение потребностей населения Тернейского муниципального округа в получении доступного и качественного дошкольного образования, соответствующего современным стандартам.

2.2.2. Удовлетворение потребностей населения Тернейского муниципального округа в получении доступного и качественного общего образования для детей и молодежи, соответствующего современным стандартам.

2.2.3. Удовлетворение потребностей населения Тернейского муниципального округа в получении доступного и качественного общего дополнительного образования для детей и молодежи независимо от социального и материального положения семей.

2.2.4.  Создание благоприятных условий воспитания и социализации детей, выявления и развития одаренных и талантливых детей Тернейского муниципального округа в различных областях деятельности.

Целевые индикаторы и показатели программы

Сведения о показателях (индикаторах)

№ п/п

Наименование целевого индикатора

 Ед. изм.

Сроки реализации подпрограммы

Последний  год
(целевое значение)

2019

2021

2022

2023

2024

2025

Муниципальная программа «Развитие образования Тернейского муниципального округа» на 2021-2025 годы

1

Доля детей, в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования в общей численности детей от 1,5 до 7 лет,находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

%

90

90

95

95

100

89

2

Доля воспитанников МКДОУ ТМО, обучающихся по программам, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования

%

100

100

100

100

100

100

3

Доля МКДОУ ТМО, в которых созданы условия для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями

%

68

69

70

75

80

68

4

Доля учащихся МКОУ ТМО, обучающихся в соответствии с ФГОС

%

100

100

100

100

100

100

5

Доля выпускников МКОУ ТМО, не сдавших единый государственный экзамен и не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников МКОУ ТМО

%

1

1

1

1

1

1,3

6

Количество трудоустроенных молодых специалистов в МКОУ ТМО

чел

2

2

2

2

2

2

7

Охват обучающихся в МКОУ ТМО в возрасте от 14 до 18 лет трудоустройством в каникулярное время

%

10

10

10

10

10

6,3

8

Охват обучающихся 1-7 классов в МКОУ ТМО в лагерях отдыха в каникулярное время

%

50

50

50

60

60

70

9

Доля детей 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в МКОУ ТМО, в общей численности  детей данной возрастной группы

%

76

76

76

76

76

76

10

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере образования  вТернейскоммуниципальном округе

%

77

77

78

79

80

77

11

Доля учащихся МКОУ ТМО – победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных соревнований различного уровня.

%

49

50

50

50

50

48

муниципальной программе «Развитие образованияТернейского муниципального округа» на 2021-2025 годы

Механизм реализации программы и подпрограммы

Мероприятия Программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:

Выполнение программных мероприятий за счет всех источников финансирования;

ежегодную подготовку отчета о реализации Программы;

корректировку Программы;

ежегодное составления перечня мероприятий Программы, реализуемыхв текущем году за счет средстввсех источников финансирования, с учетом результатов выполнения Программы за предыдущий год.

Корректировка Программы осуществляется :

   по отдельным мероприятиям- на основании поступления заявок и предложений от исполнителей программных мероприятий;

по Программе в целом- на основании внесения новых мероприятий.

К участию в Программе привлекаются муниципальные образовательные организации.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie