Задачи, которые следует решить для достижения поставленных целей:
1) максимально эффективное использование ресурсов района: природных, трудовых, материальных, а также – конкурентных преимуществ приморского экономико-географического и транспортно-географического положения относительно масштабного экономического пространства стран АТР (Японии, Китая, Республики Кореи);
2) создание благоприятной среды, условий (правовых, экономических, организационных, инфраструктурных), стимулирующих формирование рыночных, в т.ч. интеграционных структур, условий перехода к устойчивому экономическому развитию;
3) создание условий (организационных, инфраструктурных, экономических) активного и приоритетного развития предпринимательства, ориентированного (с учетом специфики приморского положения района) на использование преимущественных возможностей торгово-экономического сотрудничества со странами АТР;
4) рациональное использование, сохранение и воспроизводство, природно-ресурсной базы района (в первую очередь, лесных ресурсов и биоресурсов моря);
5) создание атмосферы взаимной заинтересованности управленческих, бизнес-структур, банковской, страховой, информационной и прочей инфраструктурной среды, территориальной общности людей района (социума) в развитии предпринимательства, ориентированного на активизацию трансграничного сотрудничества;
6) повышение восприимчивости экономики района к новым технологиям и колебаниям конъюнктуры рынка, в т.ч. рынков Японии, Китая, Республики Кореи;
7) повышение инвестиционной привлекательности района и его конкурентоспособности;
8) социальная поддержка малоимущих.
Потенциальные точки роста экономики:
1) развитие малых современных производств по переработке сельскохозяйственного сырья в рамках сельхозпредприятий, фермерских хозяйств (преимущественно в расчете на собственное сырье);
2) рациональное использование лесоресурсной базы, сохранение и воспроизводство лесов;
3) развитие аквакультуры (создание рыборазводных заводов по разведению ценных лососёвых пород рыб в нерестовых реках района, создание в прибрежной зоне хозяйств по выращиванию морепродуктов для потребителей в России и в соседних странах АТР);
4) развитие инфраструктуры (в т.ч. транспортно-транзитных звеньев, таможенных складов, торгово-экономических комплексов, ориентированных на международное и межрайонное сотрудничество);
5) развитие среднего и малого бизнеса, в т.ч. и ориентированного на трансграничное экономическое, социо-культурное сотрудничество;
6) усиление интеграции в краевую экономику, более активный выход со своей продукцией (в т.ч. с экологически чистой и готовой пищевой продукцией) на рынки края, региона;
7) собственные (и транзитные, в перспективе, если будет построена железнодорожная ветка, соединяющая морские порты района с Транссибом) международные грузоперевозки.
В Стратегии развития Тернейского муниципального района, как и любого другого муниципального образования, - необходимо учитывать и стратегические интересы территориально-хозяйственных структур более высокого порядка – Приморского края, Дальневосточного региона, страны в целом. При этом, важно учитывать задачи, которые возлагаются на район при реализации концепции развития этих территорий.
Одним из таких задач, обусловливающих направления развития Тернейского муниципального района, является реализация его природно-ресурсного потенциала в сочетании с выгодным приморским экономико-географическимо положением – в целях обеспечения участия района в реализации Концепции интеграции Дальнего Востока России в АТР (Дальний Восток и Забайкалье-2025. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. М.: Экономика, 2009).
Привлекательность этой концепции обусловлена совокупностью благоприятных факторов развития рассматриваемой территории, в числе которых следует отметить:
Для реализации предложенной Концепции необходимо принятие следующих долгосрочных мер: формирование упрощенного приграничного и таможенного режима в ряде зон на побережье Приморского края; создание здесь в перспективе нескольких зон свободной торговли; постепенное снятие неоправданных ограничений для свободного перемещения капиталов, услуг, технологий и рабочей силы. Одну из таких промышленных и торгово-логистических зон можно сформировать на территории Тернейского муниципального района Приморского края (на базе ОАО «Тернейлес» и ЗАО ПТС «Хардвуд», пос. Пластун).
В то же время следует исходить из того, что основная цель Стратегии Тернейского муниципального района – значительное повышение собственного социально-экономического потенциала, его инвестиционной привлекательности и, на основе этого, - улучшение качества жизни населения, увеличение демографического потенциала.
Другим направлением развития Тернейского муниципального района (во многом связанным и взаимодополняющимся с первым) является реализация его приморского транспортного положения, наличие сложившихся торгово-экономических отношений между Россией и Японией, а также крупными экономическими центрами Китая и Республики Корея.
Создание крупного промышленного и торгово-логистического портового комплекса в пос. Пластун и, в перспективе, обеспечение прямого железнодорожного сообщения от пос. Пластун до Транссиба (в сочетании с автомобильной дорогой), а также автомобильной магистралью Терней – Пластун – Рудная Пристань – Дальнегорск – Кавалерово – Чугуевка – Арсеньев – Уссурийск – Артем – Владивосток, Находка могло бы обеспечить Тернейскому району важное место в транспортно-экономических отношениях Приморского края со странами АТР.