Администрация Тернейского муниципального округа
Администрация Тернейского муниципального округа

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРНЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

strategiya.

Краткое описание программы

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРНЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Стратегия социально-экономического развития Тернейского муниципального района Приморского края нацелена на определение основных направлений его развития на перспективу на основе научного решения существующих здесь проблем, выявления и использования благоприятных предпосылок и условий, необходимых для превращения района и отдельных поселений в экономически развитые муниципальные образования со своими конкурентными преимуществами, высоким качеством жизни населения. Непременным условием эффективного развития экономики района должно стать рациональное использование в сложившихся рыночных условиях имеющегося здесь природно-ресурсного, материально-технического и трудового потенциала на базе современных технологий, а также специфичного прибрежного экономико-географического положения (ЭГП).

Основные цели, принципы и задачи программы

Важнейшими целями Стратегии социально-экономического развития Тернейского муниципального района должны стать:

  • обеспечение устойчивого и расширенного воспроизводства социально-экономического потенциала района, в т.ч. и на основе широкого развития предпринимательства с учетом специфики местоположения, торгово-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
  • создание благоприятных условий для развития специфичных форм предпринимательства, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и выгодного прибрежно-морского ЭГП и на этой основе роста инвестиций в хозяйственную сферу и занятость населения;
  • повышение качества жизни населения на основе ускоренного развития экономики района;
  • устойчивое и расширенное воспроизводство демографического потенциала района с учетом возлагаемых на район экономических (производственных и торгово-логистических) функций на основе обеспечения предпринимательства и населения района благоприятными экономическими и социальными условиями.
  • Задачи, которые следует решить для достижения поставленных целей:

    1) максимально эффективное использование ресурсов района: природных, трудовых, материальных, а также – конкурентных преимуществ приморского экономико-географического и транспортно-географического положения относительно масштабного экономического пространства стран АТР (Японии, Китая, Республики Кореи);

    2) создание благоприятной среды, условий (правовых, экономических, организационных, инфраструктурных), стимулирующих формирование рыночных, в т.ч. интеграционных структур, условий перехода к устойчивому экономическому развитию;

    3) создание условий (организационных, инфраструктурных, экономических) активного и приоритетного развития предпринимательства, ориентированного (с учетом специфики приморского положения района) на использование преимущественных возможностей торгово-экономического сотрудничества со странами АТР;

    4) рациональное использование, сохранение и воспроизводство, природно-ресурсной базы района (в первую очередь, лесных ресурсов и биоресурсов моря);

    5) создание атмосферы взаимной заинтересованности управленческих, бизнес-структур, банковской, страховой, информационной и прочей инфраструктурной среды, территориальной общности людей района (социума) в развитии предпринимательства, ориентированного на активизацию трансграничного сотрудничества;

    6) повышение восприимчивости экономики района к новым технологиям и колебаниям конъюнктуры рынка, в т.ч. рынков Японии, Китая, Республики Кореи;

    7) повышение инвестиционной привлекательности района и его конкурентоспособности;

    8) социальная поддержка малоимущих.

    Потенциальные точки роста экономики:

    1) развитие малых современных производств по переработке сельскохозяйственного сырья в рамках сельхозпредприятий, фермерских хозяйств (преимущественно в расчете на собственное сырье);

    2) рациональное использование лесоресурсной базы, сохранение и воспроизводство лесов;

    3) развитие аквакультуры (создание рыборазводных заводов по разведению ценных лососёвых пород рыб в нерестовых реках района, создание в прибрежной зоне хозяйств по выращиванию морепродуктов для потребителей в России и в соседних странах АТР);

    4) развитие инфраструктуры (в т.ч. транспортно-транзитных звеньев, таможенных складов, торгово-экономических комплексов, ориентированных на международное и межрайонное сотрудничество);

    5) развитие среднего и малого бизнеса, в т.ч. и ориентированного на трансграничное экономическое, социо-культурное сотрудничество;

    6) усиление интеграции в краевую экономику, более активный выход со своей продукцией (в т.ч. с экологически чистой и готовой пищевой продукцией) на рынки края, региона;

    7) собственные (и транзитные, в перспективе, если будет построена железнодорожная ветка, соединяющая морские порты района с Транссибом) международные грузоперевозки.

    В Стратегии развития Тернейского муниципального района, как и любого другого муниципального образования, - необходимо учитывать и стратегические интересы территориально-хозяйственных структур более высокого порядка – Приморского края, Дальневосточного региона, страны в целом. При этом, важно учитывать задачи, которые возлагаются на район при реализации концепции развития этих территорий.

    Одним из таких задач, обусловливающих направления развития Тернейского муниципального района, является реализация его природно-ресурсного потенциала в сочетании с выгодным приморским экономико-географическимо положением – в целях обеспечения участия района в реализации Концепции интеграции Дальнего Востока России в АТР (Дальний Восток и Забайкалье-2025. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. М.: Экономика, 2009).

    Привлекательность этой концепции обусловлена совокупностью благоприятных факторов развития рассматриваемой территории, в числе которых следует отметить:

  • высокая степень взаимодополняемости экономик ведущих стран АТР (Японии, Китая, Республики Корея) и регионов Дальнего Востока, (что способствует развитию сложившихся на Дальнем Востоке добывающих отраслей специализации и созданию новых обрабатывающих производств, например, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности, стимулированию хозяйств марикультуры, транспортных комплексов, объектов инфраструктуры);
  • приморское положение района, наличие морских портов с необходимыми таможенно-пограничными службами;
  • высокие темпы развития экономики стран Япономорского региона и практически неисчерпаемый китайский рынок для приморских, в целом дальневосточных товаров;
  • использование благоприятной геополитической ситуации, сложившейся в АТР. На Российском Дальнем Востоке возможно подключение капиталов из Китая, Японии, США и Республики Корея для инвестирования производств, интегрирующих экономику регионов Дальнего Востока и ведущих стран АТР.
  • Для реализации предложенной Концепции необходимо принятие следующих долгосрочных мер: формирование упрощенного приграничного и таможенного режима в ряде зон на побережье Приморского края; создание здесь в перспективе нескольких зон свободной торговли; постепенное снятие неоправданных ограничений для свободного перемещения капиталов, услуг, технологий и рабочей силы. Одну из таких промышленных и торгово-логистических зон можно сформировать на территории Тернейского муниципального района Приморского края (на базе ОАО «Тернейлес» и ЗАО ПТС «Хардвуд», пос. Пластун).

    В то же время следует исходить из того, что основная цель Стратегии Тернейского муниципального района – значительное повышение собственного социально-экономического потенциала, его инвестиционной привлекательности и, на основе этого, - улучшение качества жизни населения, увеличение демографического потенциала.

    Другим направлением развития Тернейского муниципального района (во многом связанным и взаимодополняющимся с первым) является реализация его приморского транспортного положения, наличие сложившихся торгово-экономических отношений между Россией и Японией, а также крупными экономическими центрами Китая и Республики Корея.

    Создание крупного промышленного и торгово-логистического портового комплекса в пос. Пластун и, в перспективе, обеспечение прямого железнодорожного сообщения от пос. Пластун до Транссиба (в сочетании с автомобильной дорогой), а также автомобильной магистралью Терней – Пластун – Рудная Пристань – Дальнегорск – Кавалерово – Чугуевка – Арсеньев – Уссурийск – Артем – Владивосток, Находка могло бы обеспечить Тернейскому району важное место в транспортно-экономических отношениях Приморского края со странами АТР.

Целевые индикаторы и показатели программы

Система индикаторов социально-экономического развития муниципального образования Тернейский муниципальный район

Экономическое развитие:

Результаты

Индикаторы

Увеличение заработной платы.

Рост доходов домашних хозяйств и уменьшение бедности

1. Реальная заработная плата.

2. Средний доход домашних хозяйств: район, сравнение с краем, Россией.

3. Доля населения за чертой бедности.

Рост, расширение и стабилизация бизнеса, создание новых секторов занятости

4. Новые предприятия, сектора занятости.

5. Новые рабочие места, созданные новыми секторами занятости.

Создание рабочих мест в базовых отраслях экономики

6. Занятость в отраслях, экспортирующих товары и услуги за пределы территории.

Увеличение образовательного уровня

7. Образовательный уровень взрослого населения.

8. Количество получивших среднее образование.

Окружающая среда:

Результаты

Индикаторы

Защита и увеличение биоразнообразия природных экосистем

9. Площадь, занятая под лесами и парковыми насаждениями.

Снижение уровня загрязненности воздушной среды

10. Качество воздушной среды.

Улучшение качества воды и ее количества

11. Качество поверхностных и подземных вод.

13. Уровень очистки сточных вод.

12. Потребление воды.

14. Изменение уровня почвенных вод.

Защита от эрозии почв

15. Изменение площади эродированных территорий.

Сохранение разнообразия живой природы

16. Видовое разнообразие растений и животного мира на территории района.

Увеличение запасов рыбных и нерыбных водных биологических ресурсов

17. Изменения в численности популяций, и объемов воспроизводства

Снижение уровня шумности

18. Превышение уровня шумности автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, производственных зданий и сооружений.

Увеличение повторного использования в производстве пищевых и промышленных отходов (для откорма животных)

19. Количество повторно переработанных отходов на душу населения.

Развитие домашних хозяйств:

Результаты

Индикаторы

Обеспечение достойного уровня и качества жизни

20. Спрос и предложение на индивидуальное (коттеджное) строительство.

21. Доля доходов, использованных на оплату услуг ЖКХ.

22. Тенденция роста расходов домашних хозяйств против доходов.

23. Очередь на получение муниципального жилья.

24. Общественные (бюджетные) средства, потраченные на обеспечение муниципальным жильем малоимущих.

25. Общественные средства, направленные на материальную поддержку малоимущих.

Развитие возможностей роста имущества домашних хозяйств

26. Имущество физических лиц на одного жителя.

Использование земли:

Результаты

Индикаторы

Повышение эффективности использования земли

27. Количество реконструированного жилья взамен обветшавшего.

28. Отношение потребления земли к приросту населения.

29. Отношение достигнутой плотности населения к предельной.

Развитие рекреационных зон

30. Площади парков в черте городов, поселков  и зеленых зон вокруг населенных пунктов.

31. Средний размер площади земли в домашнем хозяйстве.

Инфраструктура:

Результаты

Индикаторы

Увеличение пропускной способности автомагистралей

32. Средняя скорость движения по центральной автодороге (магистрали).

33. Длина дорог, переулков, мостов, требующих капитального ремонта, поддержания и замены. Затраты на эти цели.

Наращивание информационной доступности

34. Уровень телефонизации и доступа к интернету.

Наращивание транспортной доступности

35. Количество автобусных маршрутов.

36. Количество автотранспортных средств в личном пользовании.

37. Количество авиаперевозок пассажиров.

Повышение конкурентоспособности транспортной системы территории

38. Тарифы на транспортировку, переработку и хранение коммерческих грузов по сравнению с другими территориями и соседними странами.

Развитие и совершенствование ЖКХ

39. Количество котельных, трубопроводов требующих капитального ремонта.

40. Количество жилых домов требующих капитального ремонта.

Наращивание обеспеченности общественным благом

41. Количество мест в общеобразовательных школах.

42. Обеспеченность населения услугами больниц, поликлиник, учреждений культуры.

Источник: Авдотьин Л.Н., Кочетков А.В. Проблемы социально-экономического развития и управления региональными системами. Сборник трудов. Вып. 10.- М.: ВНИИСИ, 1998. С. 35-55.

Таким образом, предлагаемый механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных и непротиворечивых мер, а также эталонных индикаторов развития, обеспечивающих скоординированное по участникам, во времени и пространстве выполнение Стратегии и Программы развития муниципального Тернейского муниципального района Приморского края.

Механизм реализации программы и подпрограммы

Развитие Тернейского муниципального района только за счет внутреннего финансового потенциала не позволяет рассчитывать на ускорение и интенсификацию здесь социально-экономических процессов в ближайшей и даже в более отдаленной перспективе.

В 2011 гг. местный бюджет был без дефицита и профицита, что в целом говорит о хорошем бюджетном процессе в районе.

Наиболее значительная доля в доходной части консолидированного бюджета района, получаемая из местных источников, приходилась на следующие статьи бюджета - налог на доходы физических лиц (в 2011 г. на них приходилось 90,3 млн. руб. или 44,5% доходной части бюджета района); налоги на совокупный доходы (5,5 млн. руб. или 2,7%); налог от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (3,0 млн. руб. или 1,5%); платежи за пользование природными ресурсами (1,5 млн. руб. или 0,7%) и др.

Основные источники поступлений в доходную часть бюджета - дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Среди расходов местного бюджета на первом месте - образование (118,2 млн. руб. или 58,2% расходной части местного бюджета); общегосударственные вопросы (26,4 млн. руб. или 13,0%); жилищно-коммунальное хозяйство (10,2%); здравоохранение и спорт (39,0 млн. руб. или 19,2%); социальная политика (1,3 млн. руб. или 0,6%); культура, кинематография, СМИ (6,8 млн. руб. или 3,3%) и др.

В качестве основных источников финансирования развития Тернейского муниципального района на перспективу могут рассматриваться:

  • бюджеты: федеральный, краевой, муниципальный;
  • средства внебюджетных фондов и аккумулированные финансовые ресурсы межрегиональных ассоциаций;
  • собственные средства государственных и муниципальных предприятий;
  • акционерный капитал; частный капитал, иностранный капитал (привлекаемый для реализации, например, транспортных, энергетических, малых промышленных или социально-инфраструктурных проектов);
  • банковский и страховой капитал;
  • средства целевых региональных фондов;
  • залоговые обязательства субъектов федерации;
  • средства населения.

При этом важным условием инвестирования, несомненно, является наличие в районе благоприятного инвестиционного климата, условий реализации крупномасштабных национальных, международных проектов при поддержке федеральных, краевых структур.

Государственный вклад в реализацию проектов может осуществляться в следующих формах:

  • Прямое инвестирование из федерального бюджета ограниченного круга объектов программы, имеющих общерегиональное значение, но невысокую коммерческую окупаемость;
  • Косвенное финансирование некоторых объектов и направлений хозяйственной деятельности с предоставлением возможности беспошлинного импорта оборудования, облегченных правил экспортных операций и распоряжения валютной выручкой, ускоренной амортизации, беспроцентных или льготных займов, расширения сферы применения налогового кредита;
  • Проблематично рассчитывать на реализацию Концепции без укрепления реальной экономической власти на местах через распоряжение местными природными ресурсами, расширение диапазона средств регулирования в направлении долгосрочной стратегии экономического развития территории. Это в значительной степени сокращает претензии муниципалитетов на средства государственного бюджета, а с другой стороны, — расширяет их права в сфере природопользования. Появляется реальная основа для использования залогового механизма, и в то же время увеличивается ответственность муниципальных властей за природно-ресурсные богатства, их эффективное вовлечение в хозяйственный оборот.

Повышение эффективности использования и бюджетной отдачи экономических ресурсов территории можно обеспечить за счет:

  • людских и предпринимательских ресурсов;
  • водных и местных природных ресурсов;
  • обустройства рекреационных территорий и ресурсов;
  • развитие научно-технических и инновационных ресурсов;
  • управления муниципальным имуществом;
  • управления денежно-финансовыми ресурсами бюджета и внебюджетными фондами;
  • содействия развитию пространственной инфраструктуры и контактных зон в пределах территории;
  • развития социальной сферы и воспроизводства общественных благ;
  • повышение инвестиционной привлекательности района.

Важнейшими условиями привлечения иностранного капитала для реализации проекта являются:

  • Вовлеченность государства в реализацию проекта, законодательная база и динамика экономической ситуации в стране и в регионе, в частности.
  • Формирование на территории функциональной среды и инфраструктурного комплекса, отвечающего потребностям бизнеса, и являющихся приоритетами в деятельности местных властей.
  • Соблюдение точно определенного набора правил и льгот для проектов с участием иностранного капитала.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie