Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью выработки системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики экстремизма и терроризма. Настоящая Программа призвана стать составной частью антитеррористической политики в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Приморского края, а также Концепцией противодействия терроризму, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.
Реализация мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Тернейского муниципального округа на 2023-2025 годы», направлена на формирование терпимого отношения, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, а также создания среды для противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма и активации работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических и антиэкстремистских мероприятий.
Тернейский муниципальный округ располагает значительным промышленным потенциалом, поскольку является одним из ведущих районов Приморского края, специализирующимся на лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли, что обуславливает приток на его территорию иностранной рабочей силы, прибывающей из государств-участников СНГ. Таким образом, социально-экономические и миграционные процессы ставят перед органами местного самоуправления и всеми конструктивными общественными силами задачи, которые необходимо решать в рамках деятельности по профилактике экстремизма.
Большое значение для организации противодействия экстремизму имеет мониторинг его проявлений, а также недопущение использования средств массовой информации (далее - СМИ) для пропаганды его идей. Следует учитывать и такой фактор, характерный в целом для России, как низкий уровень состояния всей культуры межнационального общения. Именно эта ситуация является благодатной почвой для культивирования ксенофобии, взращивания различного рода предрассудков, предубеждений, которые становятся причиной конфликтов в сфере отношений между народами, способствуют проявлению экстремизма.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика экстремизма в молодежной среде. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Кроме этого, молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода «этно и мигрантофобий». В этих условиях проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.
В этой связи необходимо формирование у молодежи позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих на территории Тернейского муниципального округа, повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнической или конфессиональной вражды.
Наличие на территории Тернейского муниципального округа уязвимых в диверсионно-террористическом плане объектов, таких как объекты Министерства обороны РФ, объекты воздушного транспорта, медицинских, образовательных и дошкольных учреждений, энергоснабжающего предприятия и т.д. обуславливает возможное наличие террористической угрозы.
Терроризм, как крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием и угрожающее жизни и здоровью граждан, представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов: идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и национальных. Любые проявления террористического характера угрожают безопасности государства и его граждан, влекут за собой политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей.
Международный и отечественный опыт противодействия терроризму свидетельствует о том, что силовые методы решения данной проблемы способны лишь временно локализовать конкретную угрозу совершения террористических актов. В целом такие угрозы будут сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья этой системы – идеология терроризма и экстремизма, ее вдохновители и носители, а также каналы распространения указанной идеологии.
Опасность для государства и общества представляют деятельность политизированной организованной преступности, наличие у населения большого количества оружия. Эти источники угроз определяют направления, требующие повышенного внимания со стороны государства и выделение этих направлений в качестве приоритетных в системе антиэкстремистской деятельности.
Экстремизм и терроризм сегодня немыслимы без информационной подпитки.
Одной из важнейших задач любых террористических акций является получение значительного общественного и политического резонанса, в первую очередь с помощью СМИ. Это является весьма эффективным «инструментом» для психологической дестабилизации широких кругов общественности и фактически способствует втягиванию в поддержку борьбы с неясными целями огромной массы населения. Подобная активация террористической деятельности может означать возбуждение, подогрев и инициирование ненависти людей против собственной власти, дестабилизацию обстановки, рост национальной и религиозной вражды.
В современных условиях одним из основных направлений государственной политики является создание общегосударственной системы противодействия идеологии терроризма, включающей в себя:
- повышение общеобразовательного уровня граждан, развитие культуры, образования отдельных социальных групп, создание условий для развития традиционной и самобытной культуры;
- усиление пропагандистской работы среди населения, разъяснение сути антитеррористических идей;
- создание эффективной системы просвещения граждан в части культурного и конфессионального многообразия и исторического единства жителей страны, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом;
- обеспечение системы мер, направленных на недопущение в СМИ пропаганды экстремистской идеологии, насилия, на усиление контрпропаганды, переориентации СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения.
Данная Программа призвана укрепить меры по профилактике терроризма, устранить причины и условия, способствующие его проявлению, готовность к минимизации и ликвидации последствий террористических актов, а также систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Тернейского муниципального округа. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям терроризма, экстремизма и ксенофобии. Часть Программы основана на усилении роли традиционных институтов социализации молодых людей. В её основе лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации. Действия органов муниципального самоуправления и иных участников Программы должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, общественных объединений и средств массовой информации. Основным ресурсом реализации данной части Программы является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. Жизнедеятельность подростка или молодого человека должна протекать в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых будет происходить его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем.